capitanbarbone: (Default)
[personal profile] capitanbarbone
Что общего у нашего шкафа с Луксорским обелиском в Париже

Наконец-то мы собрали все шкафы. За это время успели оценить, насколько удачно каждый из них разработан в плане удобства сборки и установки.
Заодно узнали на собственном опыте, что шкаф, глубина которого значительно меньше ширины, падает, если открыть дверки. Это открытие (наверняка известное создателям шкафа) сделала я. Хотела установить полочку в шкаф - а он молниеносно устремился на меня в свободном падении. Я с воплем поймала его на полдороге (спасибо турнику), на помощь подоспел муж, и мы водворили шкаф в исходное положение. Самое интересное, что абсолютно ко всем шкафам (даже огромному угловому, который надо было собирать в "лежачем" положении, и потом поднимать эту махину) шли в комплекте крепежи к стене - ко всем, кроме этой модели.
Утром муж закрепил шкафы к стене.

А я читала Золя, полезла в Википедия за разъяснением вопроса о Вандомской колонне, от неё перешла к Луксорскому обелиску - решила поискать в Сети, как его-то устанавливали? Самое интересное, оказывается, этих обелисков подарили Франции аж две штуки... но французы и с одним так накувыркались, что даже спустя десятки лет не хотели забирать второй (ну прям как мы - наследственный сервиз), и Президент Франции Ф. Миттеран официально возвратил оный презент Египту.
В итоге, я нашла интересную статью про установку обелиска. Сама статья под катом, а взяла я её ЗДЕСЬ.

Довезти и не разбить или как Луксорский обелиск добирался до ПарижаЛуксорский обелиск в Париже
«Самый древний монумент под открытым небом в Париже» - именно так многие парижские гиды представляют Луксорский обелиск, стоящий в центре парижской площади Согласия. Обелиску действительно ни много ни мало 3200 лет, он датируется эпохой одного из главных фараонов-строителей Древнего Египта Рамзеса II. Интерес представляет не только сам обелиск, но и история его путешествия из Египта во Францию в первой половине XIX столетия. Именно этому невероятному приключению посвящена выставка, открывшаяся в Морском музее Парижа.
Луксорский обелиск подарил Франции египетский король Мехмет-Али в 1830 году. Подарил сразу два обелиска, располагавшихся перед входом в Луксорский дворец в конце традиционной аллеи сфинксов. Однако, посетив выставку в Морском музее, становится очевидным, почему второй так и не был вывезен во Францию.
Луксорский обелиск оказался в Париже благодаря в первую очередь Жан-Франсуа Шампольону. Тому самому французу Шампольону, что первым расшифровал египетские иероглифы Розеттского камня, доставшегося Англии. Стоит напомнить, что Розеттский камень с текстами на трех языках, включая египетские иероглифы, сначала в Египте украл Наполеон, но затем камень из Розетты попал в руки англичан вместе с наполеоновским флотом, ими захваченным. Кстати говоря, именно последний факт частично объясняет наличие богатейшего египетского отдела в Британском Музее в Лондоне: да-да, многие экспонаты в этой коллекции собрали в первую очередь 167 французских ученых, которые сопровождали Наполеона в рамках его похода в Египет.
Так вот Шампольон не только опередил англичан в разгадке иероглифов – он же выбрал именно обелиски Луксора в качестве подарка Франции. И это несмотря на то, что Мехмет-Али уже успел пообещать Луксорские обелиски англичанам. Но Шампольон убедил вице-короля Египта, что Англии больше подойдут Иглы Клеопатры, как называли два обелиска в Александрии. Французская хитрость заключалась в том, что один из александрийских обелисков никто не решился бы перевезти тогда,  в 1830 году. Александрийскую Иглу Клеопатры весом в 244 тонны перевезут американцы уже почти полвека спустя. Французский же обелиск на этом фоне казался более транспортабельным – его вес составлял «всего» 220-230 тонн.
Многолетней операцией по погрузке, перевозке, разгрузке и установки Луксорского обелиска руководил французский инженер Аполлинер Леба. С его помощью был разработан специальный механизм с системой лебедок, позволяющих уложить обелиск горизонтально и погрузить на судно «Луксор». Конструкция корабля отличалась достаточно плоским дном: плыть нужно было и по Нилу, ибо Луксор находится в верховьях реки, и по Средиземному морю, и по Сене, чтобы, не разгружая лишний раз поклажу, довезти обелиск прямо до площади Согласия в Париже. Мачты у «Луксора» были съемные, чтобы проходить под мостами, корма – разборная, чтобы загрузить обелиск прямо в трюм. 9 месяцев с декабря 1831 года по август 1832 года экспедиция дожидалась подъема уровня реки Нил. Впрочем, время даром не теряли: некоторые отправились путешествовать по Египту, своими находками обогащая знания французских египтологов.
Добравшись до Александрии, снова несколько месяцев ожидания, пока не успокоятся шторма. Возможно, самое удивительное в  перевозке обелиска по морю - то, что его везло не одно, а сразу два судна. В ходе путешествия по Средиземному морю и Атлантике функцию траулера для парусного «Луксора» выполняло паровое судно «Сфинск», двигатель которого пожирал 230 тонн угля ежечасно. То есть несколько месяцев по морю плыл этакий дымящий «паровоз» под названием «Сфинкс», к которому канатами привязали «вагончик» под названием «Луксор» с обелиском в трюме. Поистине, невероятная картина!
На финальном участке пути по Сене из Руана до Парижа функцию бурлаков выполняли 28 лошадей. Разумеется, при каждом повороте реки (Сена сильно петляет, что хорошо видно даже в черте Парижа) лошадей нужно было перебрасывать с одного берега на другой, не говоря про постоянно мешавшие мосты. Но даже с такими сложностями этот участок пути был пройдет всего за 12 дней. Наконец, 23 декабря 1833 года Луксорский обелиск прибыл в Париж.
Однако сложности на этом не заканчивались. Оставалось еще установить обелиск на площади Согласия. Для этого сначала соорудили пьедестал из 5 гранитных блоков весом 240 тонн (столько же весит сам обелиск). Эти блоки добывали в Бретани, на западе Франции, а для транспортировки использовали все то же судно «Луксор».
Наконец, утром 25 октября 1836 года, толпа из 200 тыс. парижан собралась на площади, где был установлен механизм с системой лебедок и противовесов, специально разработанный инженером Аполлинером Леба. Со стороны парижан, вероятно, это был опрометчивый шаг: ведь накануне порвавшийся канат с противовесом уже убил одного и ранил нескольких рабочих. Даже король Луи-Филипп долгое время не решался появиться на балконе Морского ведомства на площади Согласия, будучи  не уверенным в успехе операции.
В 11:30 инженер Леба занимает место прямо под обелиском (в случае неудачи он стал бы одной из первых жертв) и начинает командовать подъемом. Деревянные конструкции трещат, канаты и нервы натянуты, как струны, но 350 человек продолжают свою работу. Лишь несколько часов спустя, с многочисленными паузами, к 14:30 обелиск наконец установлен на свой постамент. Это был поистине технический триумф Франции, флаг которой тут же водрузил на верхушке обелиска один из матросов.
Другие страны решатся на подобные предприятия лишь несколько десятилетий спустя. Самыми успешными окажутся американцы, тогда как в Стамбуле при перевозке египетский обелиск раскололся, а английский корабль по пути в Лондон потерялся в шторм и чуть не утонул вместе с Иглой Клеопатры.
Сегодняшний обелиск в Париже в 1998 году украсила позолоченная бронзовая верхушка – именно так украшали свои обелиски еще древние египтяне. В самом Египте осталось лишь четыре обелиска. Один из них - второй из подаренных Франции Мехметом-Али - до сих пор находится у входа в Луксорский дворец. Указ о возврате Египту этого так и не вывезенного обелиска подписал Франсуа Миттеран.

Profile

capitanbarbone: (Default)
capitanbarbone

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45 678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 08:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios